Страницы

четверг, 8 сентября 2011 г.

Кто-нибудь читал Чернышевского "Что делать?" (боюсь спросить...)

Такой вопрос задал нам вчера, 7 сентября, литературный критик, историк русской литературы Дмитрий Петрович Бак на лекции "Так что же нам делать? Опальный роман Н.Чернышевского в 20-м столетии ",  которой началась серия "Открытых уроков литературы" для учащихся и преподавателей московских школ в рамках Международной книжной выставки-ярмарки. 
Но это было потом. А вначале была поездка в автобусе. Два 10-х класса в сопровождении учителя литературы И.В.Беловой и Школьной Библиотекарши отправились на ВВЦ. Как всем известно, если едешь куда-нибудь в тёплой компании возникает непреодолимое желание спеть (это, наверное, в нас от ямщиков).

И сегодняшние дети - не исключение. Только вот пели песни они на английском языке почему-то.
ВВЦ встретил нас великолепной солнечной погодой.
А на первом этаже 75-го павильона разместились всевозможные выставки. Например вот эта:

И эта:
Но больше всего на нас произвела впечатление фотовыставка "Москва советская и несоветская". В основе ее лежит замечательная идея - сравнить Москву начала 20 века с Москвой сегодняшней. Рядом с архитектурным фотофрагментом Москвы 20-30-х годов расположен этот же фрагмент, но уже начала 21-го века.
Марк Марков-Гринберг. Частная коллекция. Физкультурный парад на Красной площади 1935 год.
Фонд "Московское время". День студента. 2 сентября 2007 г.
Улица Горького 30-у годы и улица Тверская 2008 г.
Сухаревская площадь 1926 г. и 2008 г.
А впереди была основная цель нашей поездки - "Открытый урок литературы" и встреча с замечательным, очень увлечённым своим делом человеком. Д.П.Бак 15 лет преподавал русскую литературу в старших классах московской средней школы №136. С 2008 года он заведующий кафедрой истории русской литературы новейшего времени Историко-филологического факультета РГГУ.



В течении одного часа мы услышали живой и эмоциональный рассказ о Н.Г.Чернышевском, об основной функции литературы, о том что прекрасное - есть жизнь, и выгодой для каждого индивидуума, на самом деле, является счастье других.
Основная функция литературы - моральная проповедь и познание.
  • Сходство Н. Чернышевского и Л. Толстого.
  • Советский культ Чернышевского сменился забвением.
  • Разночинцы. Цифровой человек.
  • Биография писателя. Путь в журналистику.
  • Эстетика Чернышевского. Полемика с Гегелем.
  • История появления романа "Что делать?" (Вот тут-то и прозвучал вопрос "Кто-нибудь читал роман? (боюсь спросить)".
  • Двойственность. (Двойственность автора. Двойственность читателя. Чернышевский иронично обращается к читателю: "Мой проницательный читатель, ты можешь стать проницательным, если сумеешь найти между строчками бульварного романа очень важную идею, которую я вложил в него." Двойственность интонации: евангельская интонация и интонация от лукавого: "хлебом единым жив человек".
  • Разумный эгоизм.
  • Новые люди - апостолы Чернышевского.
  • Особенный человек Рахметов.
  • Идеи Чернышевского вошли в жизнь, а спустя приблизительно 50 лет вернулись в литературу (Лесков "Некуда", Достоевский "Записки из подполья")
Таким образом, литература даёт адекватные ответы на вопросы, которые ставит сама жизнь.
Вот такая насыщенная впечатлениями поездка у нас получилась. 
Но Школьную Библиотекаршу, несмотря на массу положительных эмоций и впечатлений,  всё же терзают смутные сомнения: а надо ли это детям? И вообще, надо ли это? То есть, надо ли было везти детей (два десятых класса - это не шуточки) на рейсовом автобусе на ВВЦ, бегать там вокруг них вдвоём с Ириной Витальевной, как наседки. Пересчитывать - все ли на месте, и периодически дёргаться, когда кого-то не хватало.
 Если в детях осталось светлое, хорошее чувство после поездки, если они узнали что-то новое и интересное, и мир раздвинул перед ними свои границы, то конечно надо. А если нет?

11 комментариев:

  1. А если провести рефлексию? Что осталось в памяти от посещения ВВЦ (и осталось ли)? Помнят ли, кто такой Чернышевский и чем он интересен? - Сразу станет понятным, надо ли было везти детей на ВВЦ!

    ОтветитьУдалить
  2. Уже провели. И даже некоторые насмешники и баловники, не говоря о примерных и добросовестных девочках, воспроизвели смысловые фрагменты лекции.

    ОтветитьУдалить
  3. Думаю, что даже если на текущий момент у экскурсантов сложилось определенное мнение о выставке, то в дальнейшем они еще не раз вспомнят такой дружный совместный "поход" на ВВЦ (на себе проверено :))

    ОтветитьУдалить
  4. Надеюсь, что будут вспоминать не больные ножки и усталость, а моменты, проведённые приятно и с пользой. :)

    ОтветитьУдалить
  5. Фонтан будут вспоминать, как песни пели... Все не напрасно, эффекты школьных уроков непредсказуемы, память прихотлива. Может быть, дети забудут, что именно говорилось про Чернышевского, но усвоят его идеалы.)))

    ОтветитьУдалить
  6. Интересно, а каков был ответ на вопрос? Читал ли кто из детей Чернышевского? Ведь его сейчас в программе нет.

    ОтветитьУдалить
  7. Очень интересно было почитать про ваше путешествие... Так захотелось вместе с вами очутиться в том автобусе, вот только по английски я бы не смогла подпевать. Не каждый учитель готов на такие подвиги - на рейсовом автобусе свозить детей на "открытый урок", оторвать их от компьютеров! Честь вам и хвала! И конечно для ребят это будет приятным школьным воспоминанием, да и от общения с увлеченным человеком всегда большая польза!

    ОтветитьУдалить
  8. Дмитрий Петрович, как истинно интеллигентный человек, не стал заострять внимание на ответе. Но парочка положительных ответов прозвучала. Догадайтесь, от учеников или от учителей? :)

    ОтветитьУдалить
  9. Анонимный, водитель автобуса любезно согласился нас домчать до ВВЦ без остановок (мы заняли почти весь автобус), поэтому можно было позволить себе и петь, и послушать Ирину Витальевну, которая, кстати сказать, живо и с чувством, ввела детей в тему, пока мы ехали. А меня больше тянуло не петь, а улыбаться. :)

    ОтветитьУдалить
  10. Уверена: такие поездки очень нужны! Встреча с неординарным талантливым человеком не может пройти бесследно.
    Другое дело, что, конечно, далеко не каждый педагог возьмет на себя такую ответственность... Вы молодцы.

    ОтветитьУдалить
  11. Спасибо, VolNa. Мне, во всяком случае, эта встреча с интересным человеком очень понравилась.

    ОтветитьУдалить


Тема сообщения Вам интересна? Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, как? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите "Продолжить" и пишите всё, что душе угодно.
- Далее нажмите "Публикация".
Смелее, Ваше мнение важно для меня. Заранее благодарна!