Совсем недавно Школьная Библиотекарша, которая очень любит учиться, знакомиться с опытом коллег и узнавать всё новое и интересное, вдруг узнаёт из лекции доктора педагогических наук, профессора кафедры библиотековедения и книговедения Г.А.Алтуховой о существовании совершенно замечательного документа Кодекса этики российского библиотекаря .
На НеКонференции библиотечных блогеров развернулись страстные дебаты по этому поводу, с которыми можно познакомиться здесь.
Всем понятно, что библиотеки массовые, или школьные, или научные - это очаги культуры, и в них, в принципе, не могут работать безнравственные или неэтичные люди. В каждом человеке априори заложены понятия "добра" и "зла".
Но мы всего лишь люди, и чем дальше, тем гиперактивнее становится наша жизнь из-за внешних причин. А чем больше суеты, тем труднее остановиться и оглянуться.
Поэтому Школьная Библиотекарша считает, что каждое библиотечное заседание, будь то семинар или метод.объединение, необходимо начинать с цитирования фрагментов из Кодекса. Мало того, надо чтобы и читатели (пользователи) знали о его содержании. О том, что библиотекарь существует для читателя, а не наоборот. Предлагаю немного поразмышлять.
В ОТНОШЕНИЯХ С ПОЛЬЗОВАТЕЛЕМ БИБЛИОТЕКАРЬ
- Уважительно и доброжелательно относится ко всем пользователям, реальным и потенциальным.
Г.Бэквит в книге Четыре ключа к маркетингу услуг пишет: "Для того чтобы процветать в бизнесе, мы должны прежде всего уметь выражать благодарность". Говорите "благодарю вас" - и часто.
Компания Bell South Communication добилась существенного результата, потому что в течении трёх дней, после того как оказана услуга, представитель компании звонит клиенту и задаёт вопрос "Как у вас дела?"
Итак, просто спрашивайте: "Как у вас дела?"
Забота искупает очень многие грехи, а искренняя приветливость - лучшая демонстрация заботы.
Насколько вы приветливы?
Вы спросите: "А при чём тут, вообще, бизнес?". Существует и развивается такая библиотечная отрасль, как Маркетинг организации библиотечных (библиографических) продуктов и услуг. А маркетинг он и в бизнесе, и в библиотеке маркетинг.
- Обеспечивает высокое качество библиотечных услуг и высокий уровень культуры общения.
Для соответствия данному пункту необходимо постоянное образование и самообразование. Т.е. курсы повышения квалификации, участие в конференциях, общение с коллегами в Сети и многое другое.
- Обеспечивает права пользователя на поиск, отбор и получение информации и знаний, в том числе посредством современных информационно-коммуникационных технологий.
Вот тут есть о чём поговорить. Например, когда бежишь с электрички, торопясь в серьёзную научную библиотеку и просишь там информацию о социальных коммуникациях, а за ночь надо подготовить сообщение на эту тему для учёбы в университете, в ответ доброжелательный и приятный библиотекарь тебе говорит: "Девушка, у вас такой сложный запрос, а до закрытия библиотеки осталось полчаса...". Вот тут и вспоминается профессор того же университета В.К.Степанов, который уже давно говорит библиотечному сообществу о том, что если библиотеки не изменятся, то просто исчезнут. А не хотелось бы... Что касается ИКТ, то не все библиотеки ими располагают. У школьных библиотек есть надежда получить приличную технику и электронику в связи с национальной образовательной инициативой "Наша новая школа".
- Обеспечивает права пользователя на доступ к культурным ценностям и инициирует участие пользователя в культурной жизни общества.
Примеров выполнения этого пункта - масса. Особенно после того как библиотеки освоили Интернет и позиционируют свою деятельность в нём. Есть чем гордиться и чему поучиться.
- Обеспечивает равенство прав пользователей на библиотечное обслуживание, вне зависимости от их пола, расы, национальности, имущественного или должностного положения, политических или религиозных убеждений.
В нашей многонациональной стране соблюдение этого пункта очень важно, библиотека должна быть комфортной зоной для всех без исключения.
- Способствует социализации личности, формированию гражданского сознания.
Библиотека существует не сама по себе и не для себя. Её существование обусловлено тем, насколько эффективно она выполняет возложенные на неё социальные функции. "Закон о библиотечном деле", конечно, требует изменений и дополнений, но функций, возложенных на библиотеку никто не отменял. Приспособиться человеку к меняющимся условиям, уважать и любить свою страну - это очень важное направление деятельности современной библиотеки.
- Содействует развитию информационной культуры личности;
Это очень актуальная тема особенно для школьных библиотек. Впрочем, не только. Уроки информационной грамотности и культуры, как мне кажется, проводятся во всех школах, всеми доступными методами и средствами. Хотелось бы, чтобы этих средств было побольше и чтоб были они посовременнее.
- Пропагандирует книгу и чтение как источник интеллектуального и духовного развития личности, способствует формированию и развитию культуры чтения.
- Содействует интеллектуальному и духовному развитию пользователей - детей и юношей.
Вот этот пункт Школьная Библиотекарша поставила бы на первое место. Сейчас много спорят о том, что лучше и важнее: книга электронная или традиционная, библиотека, оснащённая новой техникой и освоившая новые технологии или прежний её образ. Но не надо забывать, что и книга, и ИКТ - это только средство социальной коммуникации. Главное же состоит в том, чтобы библиотека осталась культурным, духовным и нравственным центром.
- Не рекомендует недостоверные, заведомо ложные материалы, сознаёт опасность и вред, которые они могут нанести личности и обществу.
- Защищает право пользователя на частную жизнь и конфиденциальность сведений о его информационной деятельности, руководствуясь при этом чувством социальной ответственности.
Уважаемые читатели, выше приведён один из фрагментов Кодекса профессиональной этики российского библиотекаря, полный текст которого размещаю во вложенной странице.
А каким бы вы хотели видеть своего библиотекаря, или библиотекаря, к которому пойдёт ваш ребёнок?
Картинка с сайта
Картинка с сайта
Что значит быть библиотекарем сегодня.
ОтветитьУдалитьВсе чаше побудительными мотивами деятельности библиотекаря выступают чувство достижения цели, признание, сама работа, ответственность и возможность продвижения. Поскольку библиотечная деятельность (её информационные ресурсы и технологии) изменяется, то это не может не отразиться на библиотекаре.
Характерная особенность сегодняшнего дня - библиотекарь должен постоянно учиться, чтобы успеть за изменениями. Некоторые библиотекари чувствуют потребность не только в высшем образовании,, но и в постоянном Росте., Современный библиотекарь должен владеть компьютером, ксероксом, сканером, принтером, модемом, видеотехникой и другой аппаратурой. Таким образом, происходит технизация библиотечной профессии.
Вы знаете местами положения Кодекса напоминают квалификационные характеристики, такие у меня ассоциации.
ОтветитьУдалитьДля кого Кодекс как для врача Клятва Гиппократа (опять же от человека зависит), для кого очередная бумажка. Сколько у нас этих "надо", "должен", "обязан", только мало кто принимает во внимание и соответствует. Правильно Вы говорите, все зависит от позиции самого библиотекаря, его заинтересованности в качестве свой работы.
Я хочу доброго, грамотного и стремящегося к развитию библиотекаря для своих детей.
А я считаю, Елена, если не говорить, что читать - это современно, это залог развития и успеха, то ситуация с читательской грамотностью окажется примерно такой как в 90-е годы, когда культура оказалась на задворках, а главным стала любовь к "золотому тельцу". Или возьмем пример с пешеходными переходами. До тех пор, пока не появились плакаты на улицах городов типа "Водитель, уважай пешехода!", и не стали взиматься штрафы, улицу без светофора перейти было невозможно. Можно привести массу примеров по этому поводу. Пусть библиотекарь, которого раздражает читатель, помешавший допить чай, знает о том, что поступает неправильно и, по крайней мере, чувствует свою вину. Надо воспитываться. А легче это сделать, когда периодически звучит Кодекс этики. :)
ОтветитьУдалить