понедельник, 2 ноября 2009 г.

Библиотечный урок "Элементы книги".

Библиотечный урок «Элементы книги» на примере книг об А.В. Суворове к 280летию со дня рождения русского полководца, военного теоретика.


Тема урока: «Элементы книги».

Цель урока: Познакомить детей с элементами книги; формировать умения и навыки пользователя для поиска и отбора информации; воспитывать интерес и уважение к родной истории.
Учебные материалы: Книжная выставка «Великий полководец», Репродукции картин: В.И. Суриков «Портрет Суворова»,В.И. Суриков «Переход Суворова через Альпы», А.В. Русин «Въезд Суворова в Измаил», С.П. Алексеева «Книга для чтения по истории нашей Родины» по одной на парте.


Ход урока.
1. Сообщение темы, постановка учебной задачи.
Сегодня вы на библиотечном уроке познакомитесь с элементами книги, узнаете, какая информация в них содержится и как ею пользоваться.
2. Работа по теме урока.
Когда мы берем в руки книгу, то в первую очередь обращаем внимание на обложку, это и есть 1-й элемент книги – переплет – прочная, обычно твердая, крышка из картона, кожи, ткани, бумаги, в которую заключаются листы книги. Ребята, обратите внимание на книги, которые стоят на выставке. Книги разного размера, одетые в разный переплет,
по-разному оформлены. Оформление переплета – это информация для нас – читателей. По ней мы можем предположить, какие сведения содержит книга. Как вы думаете, что объединяет все эти книги? В каждой из них собрана информация об А.В. Суворове.
24 ноября исполняется 280 лет со дня рождения Александра Васильевича Суворова – русского полководца, военного теоретика.
Суворов с детства мечтал стать военным. Но он был болезненным и слабым мальчиком, и родители отговаривали его от этой профессии, но Суворов изучал военное дело, закалял свой слабый организм, изучал иностранные языки. И все-таки начал свою военную службу, но не так, как начинали ее дворянские дети. Во времена Суворова дворянских детей записывали в военную службу, как только они рождались, а годам к 15 они были уже офицерами. Были такие примеры, когда юноша-дворянин в 21 год становился генералом.
Суворов прослужил солдатом несколько лет до первого офицерского чина и сам на опыте узнал солдатскую жизнь. Узнал что нужно для солдата, как говорить с солдатами ясно и вразумительно, всю жизнь заботился о них, как отец о детях. Зато и солдаты по одному его слову готовы были идти в огонь и в воду.
Ребята, давайте послушаем рассказ о Суворове «Суп и каша» из книги Алексеева «Книга для чтения по истории нашей Родины», подготовленный вашим товарищем.
Звучит подготовленный рассказ.
Посмотрите, ребята, какой у этой книги форзац – следующий элемент книги - двойные листы плотной бумаги, расположенные в книге между книжным блоком и переплетной крышкой. Форзац соединяет книжный блок с переплетом, защищает крайние страницы книги от загрязнений, одновременно является и элементом оформления книги. Рассмотрим форзацы разных книг. Они могут быть простыми – без иллюстраций, тематические (сюжетные) и декоративно-орнаментальные.
Дети называют тип оформления форзаца предлагаемых их вниманию книг.
У Суворова был особенный способ сражаться: переходы он делал очень большие; когда неприятель думал что русские еще далеко, Суворов являлся перед ним, как снег на голову, и приказывал нападать, даже иногда не выжидая, пока подойдет все его войско. В этих случаях он говорил: «Голова хвоста не ждет». Весь свой способ сражаться он выражал тремя словами «быстрота, глазомер и натиск». Он был очень начитан, знал много иностранных языков и военные науки, но никогда не следовал правилам, вычитанным в книгах, не обдумав заранее, годны ли они к данной местности и обстоятельствам. Суворов был большой чудак, любил проказничать. «Императрица Екатерина однажды сказала, что все великие люди имели что-нибудь особенное, чем отличались от прочих людей. Суворов услышал это и скоро все заговорили о его чудных поступках. Он вставал с зарей. Бегал по лагерю в рубашке, пел петухом, терпеть не мог зеркал, так что их занавешивали в домах, где он жил. В самый сильный холод носил летнюю шинель или плащ. Шубы никогда не носил; императрица подарила ему шубу и сказала, что хочет, чтобы он приезжал в ней во дворец. Суворов и точно стал всякий раз привозить ее во дворец, но только на коленях. Он любил озадачивать подчиненных мудреными вопросами, например, «сколько звезд на небе» и тому подобными. Кто отвечал скоро и смело, тех он любил и называл молодцами, но терпеть не мог тех, которые отвечали «не знаю».
Ребята, вы послушали отрывок из книги Ишимова А.О . «История России для детей».
Обратите внимание на следующий, очень важный, элементу книги – титульный лист. Титул - от латинского titulus – надпись, заглавие. Начальная страница книги, на которой помещаются основные выходные сведения ( название книги, фамилии и инициалы лиц, участвовавших в создании издания, наименование издательства, место и год издания и другие сведения). На титульном листе иногда помещают подзаголовочные данные: тип или жанр издания, в ваших учебниках - название учреждения, которое утвердило книгу в качестве учебника. Рассмотрим одинарный титульный лист в книге Ишимова А.О. «История России для детей», на примере «Энциклопедия для детей. Великие люди мира» рассмотрим разворотный титульный лист.
На обратной стороне титульного листа, как правило, располагается еще один очень важный элемент книги аннотация. Важность его заключается в том, что аннотация содержит краткую характеристику содержания книги, ее назначения, ценности. Вот как звучит аннотация книги Алексеева «Книга для чтения по истории нашей Родины». А теперь давайте послушаем рассказ из этой книги.
Звучит рассказ «Прошка».
Суворов заботился, чтобы солдаты были сыты и одеты, часто обходил их, пробовал их кашу, говорил с ними, но не любил их нежить, часто ночью делал тревогу и вел их несколько верст, заставлял вплавь переправляться через реки, держал в строю в жаре или на морозе. Этим он хотел приучить солдат к тяжелым военным трудам. Хотел, чтоб они были сильными, выносливыми. Зато он и берег солдат. Он был милосерден и жалостлив даже и к неприятелям. Например, при штурме Праги он приказывал войску: «В дома не забегать, неприятеля, просящего пощады, щадить, безоружных не убивать, с бабами не воевать, малолетних не трогать».
Обратимся к следующему элементу книги - иллюстрации. Рассмотрим иллюстрации художника В.П. Рассохина в книге Алексеева «Книга для чтения по истории нашей Родины». В книгах «Энциклопедия для детей. Великие люди мира» и «Школьная энциклопедия «Русика» мы с вами видим фотоиллюстрации и иллюстрации в виде репродукций известных картин.
А сейчас давайте послушаем рассказ, который подготовил ваш товарищ.
Звучит рассказ «Слава».
Хочу обратить ваше внимание на предисловие – это элемент книги, на который, как правило, дети не обращают внимания, перелистывают его, не читая. И совершенно напрасно, потому что в предисловии содержится важные сведения, которые помогут понять, нужна ли вам информация, содержащаяся в книге. В предисловии могут быть объяснения автора, почему он обратился к этой теме, сведения об авторе, обращение к читателю. В предисловии к книге Ишимовой А.О. «История России для детей» мы читаем следующие строки А.С. Пушкина «Сегодня я нечаянно открыл вашу «Историю в рассказах» и поневоле зачитался. Вот как надобно писать!»
Еще один элемент книги, который необходим для поиска и отбора информации – содержание или оглавление. В оглавлении вы видите перечень глав или статей, с указанием страниц, на которых эти статьи расположены.
3. Итог урока.
Ребята, в конце нашего урока давайте еще раз вспомним элементы книги, с которыми познакомились на уроке.
Дети повторяют элементы книги.
И в заключении я хочу вернуться к А.В. Суворову. В 32 года он стал полковником, потом генералом, а потом получил самое высокое воинское звание – его стали называть генералиссимусом всех российских войск. И все потому, что он побеждал в каждой битве и брал штурмом крепости, которые другие генералы считали неприступными. Александр Васильевич Суворов был очень набожен, соблюдал все посты, усердно молился. Все его считали великим полководцем. Суворова знали, любили и уважали все европейские военные. Они изучали в офицерских школах его науку побеждать, его знаменитые сражения, также как когда-то и сам мальчик Саша Суворов изучал битвы знаменитых полководцев.

Использованная литература:
1. Алексеев, С.П. Книга для чтения по истории нашей Родины ( с 1670 по 1945 год): пособие для учащихся.- М.: Просвещение, 1987.- 240 с., ил.
2. Ишимова, А.О . «История России для детей».- М.6 Монолог, 1993.- 272 с.
3. Энциклопедия для детей. Великие люди мира/ Главн. ред. Мария Аксенова .- М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2007.- 640 с., ил.
4. Школьная энциклопедия «Русика» История России 18-19 в.в..- М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.- 736 с., ил.
5. Воскобойников В. Жизнь замечательных детей// Путеводная звезда.- 2003.- № 9.
6. Большая Советская Энциклопедия т. 25 Струнино - Тихорецк/ Гл. ред. А.М. Прохоров.- Третье издание.- М.: «Советская энциклопедия», 1976,- 600с., ил.

4 комментария:

  1. Вера Николаевна21 января 2016 г. в 12:34

    Нужный и полезный библиотечный урок

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вера Николаевна,к сожалению, книга как источник информации отодвигается сейчас на второй план, уступая место Интернету.

      Удалить


Тема сообщения Вам интересна? Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, как? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите "Продолжить" и пишите всё, что душе угодно.
- Далее нажмите "Публикация".
Смелее, Ваше мнение важно для меня. Заранее благодарна!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...