Такой вопрос задал нам вчера, 7 сентября, литературный критик, историк русской литературы Дмитрий Петрович Бак на лекции "Так что же нам делать? Опальный роман Н.Чернышевского в 20-м столетии ", которой началась серия "Открытых уроков литературы" для учащихся и преподавателей московских школ в рамках Международной книжной выставки-ярмарки.
Но это было потом. А вначале была поездка в автобусе. Два 10-х класса в сопровождении учителя литературы И.В.Беловой и Школьной Библиотекарши отправились на ВВЦ. Как всем известно, если едешь куда-нибудь в тёплой компании возникает непреодолимое желание спеть (это, наверное, в нас от ямщиков).
И сегодняшние дети - не исключение. Только вот пели песни они на английском языке почему-то.
ВВЦ встретил нас великолепной солнечной погодой.
А на первом этаже 75-го павильона разместились всевозможные выставки. Например вот эта:
И эта:
Но больше всего на нас произвела впечатление фотовыставка "Москва советская и несоветская". В основе ее лежит замечательная идея - сравнить Москву начала 20 века с Москвой сегодняшней. Рядом с архитектурным фотофрагментом Москвы 20-30-х годов расположен этот же фрагмент, но уже начала 21-го века.
Марк Марков-Гринберг. Частная коллекция. Физкультурный парад на Красной площади 1935 год. |
Фонд "Московское время". День студента. 2 сентября 2007 г. |
Улица Горького 30-у годы и улица Тверская 2008 г. |
Сухаревская площадь 1926 г. и 2008 г. |
А впереди была основная цель нашей поездки - "Открытый урок литературы" и встреча с замечательным, очень увлечённым своим делом человеком. Д.П.Бак 15 лет преподавал русскую литературу в старших классах московской средней школы №136. С 2008 года он заведующий кафедрой истории русской литературы новейшего времени Историко-филологического факультета РГГУ.
В течении одного часа мы услышали живой и эмоциональный рассказ о Н.Г.Чернышевском, об основной функции литературы, о том что прекрасное - есть жизнь, и выгодой для каждого индивидуума, на самом деле, является счастье других.
Основная функция литературы - моральная проповедь и познание.- Сходство Н. Чернышевского и Л. Толстого.
- Советский культ Чернышевского сменился забвением.
- Разночинцы. Цифровой человек.
- Биография писателя. Путь в журналистику.
- Эстетика Чернышевского. Полемика с Гегелем.
- История появления романа "Что делать?" (Вот тут-то и прозвучал вопрос "Кто-нибудь читал роман? (боюсь спросить)".
- Двойственность. (Двойственность автора. Двойственность читателя. Чернышевский иронично обращается к читателю: "Мой проницательный читатель, ты можешь стать проницательным, если сумеешь найти между строчками бульварного романа очень важную идею, которую я вложил в него." Двойственность интонации: евангельская интонация и интонация от лукавого: "хлебом единым жив человек".
- Разумный эгоизм.
- Новые люди - апостолы Чернышевского.
- Особенный человек Рахметов.
- Идеи Чернышевского вошли в жизнь, а спустя приблизительно 50 лет вернулись в литературу (Лесков "Некуда", Достоевский "Записки из подполья")
Таким образом, литература даёт адекватные ответы на вопросы, которые ставит сама жизнь.
Вот такая насыщенная впечатлениями поездка у нас получилась.
Но Школьную Библиотекаршу, несмотря на массу положительных эмоций и впечатлений, всё же терзают смутные сомнения: а надо ли это детям? И вообще, надо ли это? То есть, надо ли было везти детей (два десятых класса - это не шуточки) на рейсовом автобусе на ВВЦ, бегать там вокруг них вдвоём с Ириной Витальевной, как наседки. Пересчитывать - все ли на месте, и периодически дёргаться, когда кого-то не хватало.
Если в детях осталось светлое, хорошее чувство после поездки, если они узнали что-то новое и интересное, и мир раздвинул перед ними свои границы, то конечно надо. А если нет?
А если провести рефлексию? Что осталось в памяти от посещения ВВЦ (и осталось ли)? Помнят ли, кто такой Чернышевский и чем он интересен? - Сразу станет понятным, надо ли было везти детей на ВВЦ!
ОтветитьУдалитьУже провели. И даже некоторые насмешники и баловники, не говоря о примерных и добросовестных девочках, воспроизвели смысловые фрагменты лекции.
ОтветитьУдалитьДумаю, что даже если на текущий момент у экскурсантов сложилось определенное мнение о выставке, то в дальнейшем они еще не раз вспомнят такой дружный совместный "поход" на ВВЦ (на себе проверено :))
ОтветитьУдалитьНадеюсь, что будут вспоминать не больные ножки и усталость, а моменты, проведённые приятно и с пользой. :)
ОтветитьУдалитьФонтан будут вспоминать, как песни пели... Все не напрасно, эффекты школьных уроков непредсказуемы, память прихотлива. Может быть, дети забудут, что именно говорилось про Чернышевского, но усвоят его идеалы.)))
ОтветитьУдалитьИнтересно, а каков был ответ на вопрос? Читал ли кто из детей Чернышевского? Ведь его сейчас в программе нет.
ОтветитьУдалитьОчень интересно было почитать про ваше путешествие... Так захотелось вместе с вами очутиться в том автобусе, вот только по английски я бы не смогла подпевать. Не каждый учитель готов на такие подвиги - на рейсовом автобусе свозить детей на "открытый урок", оторвать их от компьютеров! Честь вам и хвала! И конечно для ребят это будет приятным школьным воспоминанием, да и от общения с увлеченным человеком всегда большая польза!
ОтветитьУдалитьДмитрий Петрович, как истинно интеллигентный человек, не стал заострять внимание на ответе. Но парочка положительных ответов прозвучала. Догадайтесь, от учеников или от учителей? :)
ОтветитьУдалитьАнонимный, водитель автобуса любезно согласился нас домчать до ВВЦ без остановок (мы заняли почти весь автобус), поэтому можно было позволить себе и петь, и послушать Ирину Витальевну, которая, кстати сказать, живо и с чувством, ввела детей в тему, пока мы ехали. А меня больше тянуло не петь, а улыбаться. :)
ОтветитьУдалитьУверена: такие поездки очень нужны! Встреча с неординарным талантливым человеком не может пройти бесследно.
ОтветитьУдалитьДругое дело, что, конечно, далеко не каждый педагог возьмет на себя такую ответственность... Вы молодцы.
Спасибо, VolNa. Мне, во всяком случае, эта встреча с интересным человеком очень понравилась.
ОтветитьУдалить