четверг, 6 февраля 2014 г.

Мир природы глазами писателя

Методическая разработка библиотечного занятия внеурочного компонента «Путешествие в «Книжкин дом» для 2 класса «Мир природы глазами писателя» (120 лет со дня рождения В.В. Бианки)

План занятия
1. Тема занятия:
«Мир природы глазами писателя» (К 120-летию со дня рождения В.В.Бианки)
2. Цель занятия
Знакомство детей с творчеством В.В.Бианки, детского писателя.
3. Задачи занятия:
  • ·        формирование интереса к литературе;
  • ·      воспитание заботливого отношения к природе и животным, желание приходить на помощь;
  • ·        расширение кругозора;
  • ·        развитие общей культуры и культуры чтения, в частности.

4. Сопроводительные материалы:
Книжная выставка «Книга великих открытий»
Мультимедийная презентация «Мир природы глазами писателя»




Введение
Представьте себе  зимний лес. Тихо-тихо вокруг. Мороз щиплет лицо, но, если хочешь увидеть, как торопится домой зайчишка или выходит на прогулку барсук, терпи. Вот снег зашевелился, Дрогнула ветка. Ближе… ближе… И перед наблюдателем раскрывается еще один лесной секрет. А потом обо всем, что увидел, Виталий Валентинович Бианки рассказал ребятам в книжках, помогая проникнуть им в чудесные тайны природы.
Ребята, сегодняшняя наша встреча посвящена творчеству замечательного писателя Виталия Бианки. Кто из вас знаком с его произведениями? Какие книги этого писателя вы читали?
Работа по теме
   (Звучит сказка В. Бианки «Метельки, или тысяча и один день»)
От отца – ученого-орнитолога (орнитология – раздел зоологии, изучающий птиц) – достался ему талант исследователя и интерес ко всему, «что дышит, цветет и растет».
   Отец работал в Зоологическом музее Российской Академии наук. Квартира его находилась прямо напротив музея, и дети – трое сыновей – часто бывали в его залах. Там за стеклянными витринами замерли животные, привезенные со всего земного шара. Как хотелось найти волшебное слово, которое «оживило» бы музейных зверей. Настоящие были дома: в квартире хранителя расположился небольшой зоопарк.
   Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Витя впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет 5-6. С тех пор лес стал для него волшебной страной.
Ребята, рядом с нашим городом находится национальный парк «Лосиный остров», вы наверняка бывали там, многие из вас летом отправляются на дачу или в деревню. Расскажите, случались ли у вас удивительные, необычные встречи с животными или растениями?
   После знакомства с волшебной страной леса, Виталий Бианки пытался понять, о чем «разговаривают» птицы, почему ноги цапли и лапы крота так не похожи, почему  одни животные ходят по земле, другие – по воде, а третьи летают?
(Фрагмент мультипликационного фильма «Путешествие Муравья»)
Окончив университет, Виталий Бианки побывал с экспедициями во многих уголках нашей страны. В своих лесных былях и сказках он ответил детям на множество вопросов, а ребятам постарше посвятил увлекательную «Лесную газету на каждый год» - календарь природы нашей страны на каждый месяц. Он мало похож на обыкновенные календари, но в этом нет ничего удивительного. Ведь у зверей и птиц все не по-людски; у них и календарь свой, особенный: в лесу все живут по солнцу. Новый год в лесном календаре начинается не зимой, а весной. Веселые праздники бывают в лесу, когда там встречают солнце; грустные дни – когда его провожают. «Лесная газета» Месяцев в лесном календаре столько, сколько и в нашем – двенадцать. Только назвал их Бианки по-другому, по-лесному.
I – месяц пробуждения от спячки (первый месяц весны) – с 21 марта по 20 апреля. 21 марта – день весеннего равноденствия. В этот день в лесу празднуют Новый год – к весне поворот.
II месяц – МЕСЯЦ ВОЗВРАЩЕНИЯ ПЕРНАТЫХ НА РОДИНУ (второй месяц весны) – с 21 апреля по 20 мая. (И т.д. на слайде презентации)
«Лесная газета» была издана более 85 лет назад, как вы думаете, она устарела? Дети высказывают свое мнение.
Разумеется – нет. Потому что каждую весну просыпается медведь и выбирается из своей берлоги.
Каждую весну начинается великое переселение птиц на родину.
 Звучит фрагмент текста «Лесной газеты»: «В этом году птицы летят к нам теми же воздушными дорогами, какими летели их предки тысячи, десятки тысяч, сотни тысяч лет подряд… В пути их ждут препятствия и беды. Густые туманы встают перед крылатыми странниками. В сыром мраке птицы теряют дорогу, с размаху разбиваются об острые невидимые скалы.
Морские бури ломают их перья, сбивают крылья, уносят далеко от берегов.
Внезапные холода сковывают воды, птицы умирают от голода и стужи. Тысячи их гибнут от жадных хищников – орлов, соколов, ястребов.
Но ничто не может остановить густые толпы крылатых странников; через туманы и все препятствия они летят на родину, к своим гнездам».
Вот какие случаются происшествия в этом втором месяце лесного календаря.
А что же еще происходит в этот второй месяц весны? Давайте поиграем в лесных корреспондентов.
Дети - лесные корреспонденты  читают сообщения из «Лесной газеты»: «Солнечная ванна гадюки», «Муравейник зашевелился», «Кто еще проснулся?», «Неожиданная добыча».
Ребята, мы с вами более подробно остановились на втором  месяце весны, который у нас скоро наступит по лесному календарю.
 Когда? Дети отвечают на вопрос.
Но в лесу каждый день случается масса происшествий. Кто-то строит дом. У кого-то свадьба. Обо всех этих новостях рассказывает «Лесная газета», из которой также можно узнать:
- Что делали рыбы зимой?
- Какая птица кричит драной кошкой?
- Дышит ли цыпленок в яйце?
И еще массу не менее интересных вещей.
 «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Лесная газета», - в основе всех лесных сказок, рассказов и повестей В. Бианки лежат его собственные научные наблюдения над жизнью леса и его обитателей. Создавая их, он старался и ребят приучить к самостоятельным наблюдениям над родной природой. Нельзя не полюбить милых мохнатых и пернатых героев Бианки, когда он рассказывает об их повадках, о ловкости, хитрости, умении спасаться и прятаться.
Викторина
1. С какого дня (по лесному календарю) считается начало весны и празднуют Новый год – к весне поворот? ( С 21 марта, день весеннего равноденствия)
2. Отчего домашние утки и гуси весной начинают вдруг тоскливо кричать и приходят в сильное возбуждение? (Предки наших домашних гусей и уток были перелетными птицами. Весной, во время перелета диких уток и гусей, домашних также тянет куда-то лететь.)
3. На каких рыб в весенний разлив запрещается охота с ружьем? (На рыб, выходящих весной на берега метать икру)
4. Кто больше боится холода – птицы или змеи? (Пресмыкающиеся, у них холодная кровь. Птицы боятся не холода, а голода.)
5. В мае месяце появился не рак, не рыба, не зверь, не птица, не человек. Нос долог, голос тонок, летит- кричит, сядет – молчит. Кто его убьет, тот свою кровь прольет. (Комар)
Заключение
   Повести, рассказы и сказки Бианки соединили в себе поэзию и точное знание. Он сам называет свои произведения сказки-несказки. В них нет волшебных палочек или сапог-скороходов, но чудес там не меньше.

Использованные материалы:
1. Бианки Виталий Валентинович [Биографическая статья] // Писатели нашего детства. 1000 имен. Биографический словарь в 3 частях. Ч.1. – М.: Либерея, 1998. – С. 64-67.
2. Бианки, В.В. Лесная газета на каждый год / Виталий Бианки, худож. В. Дугин. – М.: «Мир искателя», 2001. – 148 с. илл.
3. Бианки, В.В. Рассказы и сказки / В.В. Бианки // Михаил Пришвин. Золотой луг. Борис Житков.  Морские истории; Рассказы о животных. Виталий Бианки.  Рассказы и сказки, Павел Бажов. Уральские сказы. – М.: Дет. лит., 1982. – С. 448-450. – (Библиотека мировой литературы для детей, т. 25).
4. Путешествие муравья. Мультипликационный фильм по мотивам сказки В. В. Бианки // Автор сценария, кинорежиссер и художник-постановщик Э. Назаров. – СССР, Союзмультфильм, 1983.


Краткий анализ занятия внеурочного компонента «Путешествие в «Книжкин дом». «Мир природы глазами писателя.» (120 лет со дня рождения В.В. Бианки )
Актуальность темы. В соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, тема внеурочного занятия направлена на формирование общей культуры детей, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие.
Формы внеурочного занятия, фронтальная и индивидуальная, соответствовали его содержанию, возрасту учащихся.
На библиотечном занятии была создана комфортная атмосфера заинтересованности и доверия. Психологическая готовность учащихся воспринимать информацию и участвовать в занятии.
Наличие диалога, проблемных обсуждений способствовало включению каждого ребенка в активную деятельность.
Целенаправленность, доступность, новизна, эмоциональность, информационная насыщенность, а также, видеоряд нашли эмоциональный отклик у детей.
Занятие способствовало формированию у детей умений:
Познавательных: развитие любознательности, развитие культуры речи, приобщение к чтению.
Коммуникативных: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение.
Регулятивных: установление причинно-следственных связей. 
Личностных: способность к эмпатии и сопереживанию.
В данное время, дети изучают по предмету «Окружающий мир» весну и изменения в природе, связанные с этим временем года. Таким образом, на внеурочном занятии присутствовали элементы интеграции и рефлексии.



9 комментариев:

  1. Как я люлю Бианки. И его творчество и личность.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Dodo, дети любят, когда им рассказывают о природе - о животных, о растениях. И сами рассказывают наперебой о своих встречах с живой природой.
      Что ни говори, а оффлайн, всё таки, более эмоциональный и насыщенный, чем онлайн. :)

      Удалить
  2. Да, замечательные сказки детства, особенно помнится "Мышонок Пик"!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Marina, так жалко его было, этого мышонка. Много неприятностей бедняжке пришлось пережить.

      Удалить

  3. А у меня вот с природой в литературе как-то не сложилось... :( Видно, не случилось в моей жизни воспитателя, учителя, Школьной Библиотекарши :), которые бы как-то заставили проникнуться этой темой. Вот и не умею до сих пор грача от вороны отличить... :)
    Впрочем, вот у Виктора Астафьева некоторые эпизоды с описанием окружающего мира, дикой природы, тайги перечитывала не единожды...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташ, да не может этого быть, чтоб ты природу не любила!!!
      Имеется ввиду не любовь к книгам о природе, а любовь к настоящей природе. Ну, например, прогулки в лесу, в парках, садах, на дачах. На речке плавание и всякое другое... соприкосновение с природой

      Удалить
    2. Описания природы я всегда пропускала (краснею), когда читала для себя..

      Удалить
    3. Да, Лена, природа - это такой мощный источник вдохновения, отдохновения! Я именно об описаниях природы на страницах литературных произведений.
      И уж, конечно, полностью согласна, что это самый короткий и увлекательный путь - воспитывать в детях гуманность, терпимость, чувство прекрасного - с помощью таких писателей, как Виталий Бианки.
      И уж какое по счету поколение на его книгах растет!

      Удалить
    4. Это точно, VoLNa, ты,как всегда, в самую суть.
      Не знаю современных детских писателей, для которых общение с природой стало целой жизнью и которые пишут об этом.

      Удалить


Тема сообщения Вам интересна? Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, как? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите "Продолжить" и пишите всё, что душе угодно.
- Далее нажмите "Публикация".
Смелее, Ваше мнение важно для меня. Заранее благодарна!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...