Методическая разработка библиотечного занятия внеурочного
компонента «Путешествие в «Книжкин дом» для 2 класса «Мир природы глазами
писателя» (120 лет со дня рождения В.В. Бианки)
План занятия
1. Тема занятия:
«Мир природы глазами
писателя» (К 120-летию со дня рождения В.В.Бианки)
2. Цель занятия
Знакомство детей с творчеством В.В.Бианки, детского писателя.
3. Задачи
занятия:
- · формирование интереса к литературе;
- · воспитание заботливого отношения к природе и животным, желание приходить на помощь;
- · расширение кругозора;
- · развитие общей культуры и культуры чтения, в частности.
4. Сопроводительные
материалы:
Книжная выставка «Книга
великих открытий»
Мультимедийная
презентация «Мир природы глазами писателя»
Введение
Представьте себе зимний лес. Тихо-тихо вокруг. Мороз щиплет
лицо, но, если хочешь увидеть, как торопится домой зайчишка или выходит на
прогулку барсук, терпи. Вот снег зашевелился, Дрогнула ветка. Ближе… ближе… И
перед наблюдателем раскрывается еще один лесной секрет. А потом обо всем, что
увидел, Виталий Валентинович Бианки рассказал ребятам в книжках, помогая
проникнуть им в чудесные тайны природы.
Ребята, сегодняшняя наша
встреча посвящена творчеству замечательного писателя Виталия Бианки. Кто из вас
знаком с его произведениями? Какие книги этого писателя вы читали?
Работа по теме
(Звучит
сказка В. Бианки «Метельки, или тысяча и один день»)
От отца –
ученого-орнитолога (орнитология – раздел зоологии, изучающий птиц) – достался
ему талант исследователя и интерес ко всему, «что дышит, цветет и растет».
Отец работал в Зоологическом музее
Российской Академии наук. Квартира его находилась прямо напротив музея, и дети
– трое сыновей – часто бывали в его залах. Там за стеклянными витринами замерли
животные, привезенные со всего земного шара. Как хотелось найти волшебное
слово, которое «оживило» бы музейных зверей. Настоящие были дома: в квартире
хранителя расположился небольшой зоопарк.
Летом семья Бианки уезжала в деревню
Лебяжье. Здесь Витя впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему
тогда лет 5-6. С тех пор лес стал для него волшебной страной.
Ребята, рядом с нашим
городом находится национальный парк «Лосиный остров», вы наверняка бывали там,
многие из вас летом отправляются на дачу или в деревню. Расскажите, случались
ли у вас удивительные, необычные встречи с животными или растениями?
После знакомства с волшебной страной леса,
Виталий Бианки пытался понять, о чем «разговаривают» птицы, почему ноги цапли и
лапы крота так не похожи, почему одни
животные ходят по земле, другие – по воде, а третьи летают?
(Фрагмент мультипликационного фильма «Путешествие Муравья»)
Окончив университет,
Виталий Бианки побывал с экспедициями во многих уголках нашей страны. В своих
лесных былях и сказках он ответил детям на множество вопросов, а ребятам
постарше посвятил увлекательную «Лесную газету на каждый год» - календарь
природы нашей страны на каждый месяц. Он мало похож на обыкновенные календари,
но в этом нет ничего удивительного. Ведь у зверей и птиц все не по-людски; у
них и календарь свой, особенный: в лесу все живут по солнцу. Новый год в лесном
календаре начинается не зимой, а весной. Веселые праздники бывают в лесу, когда
там встречают солнце; грустные дни – когда его провожают. «Лесная газета» Месяцев
в лесном календаре столько, сколько и в нашем – двенадцать. Только назвал их
Бианки по-другому, по-лесному.
I – месяц пробуждения от спячки (первый
месяц весны) – с 21 марта по 20 апреля. 21 марта – день весеннего
равноденствия. В этот день в лесу празднуют Новый год – к весне поворот.
II месяц – МЕСЯЦ
ВОЗВРАЩЕНИЯ ПЕРНАТЫХ НА РОДИНУ (второй месяц весны) – с 21 апреля по 20 мая. (И т.д. на слайде презентации)
«Лесная газета» была
издана более 85 лет назад, как вы думаете, она устарела? Дети высказывают свое мнение.
Разумеется – нет. Потому
что каждую весну просыпается медведь и выбирается из своей берлоги.
Каждую весну начинается
великое переселение птиц на родину.
Звучит
фрагмент текста «Лесной газеты»: «В этом году птицы летят к нам теми же
воздушными дорогами, какими летели их предки тысячи, десятки тысяч, сотни тысяч
лет подряд… В пути их ждут препятствия и беды. Густые туманы встают перед
крылатыми странниками. В сыром мраке птицы теряют дорогу, с размаху разбиваются
об острые невидимые скалы.
Морские бури ломают их
перья, сбивают крылья, уносят далеко от берегов.
Внезапные холода
сковывают воды, птицы умирают от голода и стужи. Тысячи их гибнут от жадных
хищников – орлов, соколов, ястребов.
Но ничто не может
остановить густые толпы крылатых странников; через туманы и все препятствия они
летят на родину, к своим гнездам».
Вот какие случаются
происшествия в этом втором месяце лесного календаря.
А что же еще происходит в
этот второй месяц весны? Давайте поиграем в лесных корреспондентов.
Дети - лесные
корреспонденты читают сообщения из
«Лесной газеты»: «Солнечная ванна гадюки», «Муравейник зашевелился», «Кто еще
проснулся?», «Неожиданная добыча».
Ребята, мы с вами более
подробно остановились на втором месяце
весны, который у нас скоро наступит по лесному календарю.
Когда? Дети
отвечают на вопрос.
Но в лесу каждый день случается
масса происшествий. Кто-то строит дом. У кого-то свадьба. Обо всех этих
новостях рассказывает «Лесная газета», из которой также можно узнать:
- Что делали рыбы зимой?
- Какая птица кричит
драной кошкой?
- Дышит ли цыпленок в
яйце?
И еще массу не менее
интересных вещей.
«Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Чей нос
лучше?», «Лесная газета», - в основе всех лесных сказок, рассказов и повестей
В. Бианки лежат его собственные научные наблюдения над жизнью леса и его
обитателей. Создавая их, он старался и ребят приучить к самостоятельным
наблюдениям над родной природой. Нельзя не полюбить милых мохнатых и пернатых
героев Бианки, когда он рассказывает об их повадках, о ловкости, хитрости,
умении спасаться и прятаться.
Викторина
1. С какого дня (по
лесному календарю) считается начало весны и празднуют Новый год – к весне
поворот? ( С 21 марта, день весеннего равноденствия)
2. Отчего домашние утки и
гуси весной начинают вдруг тоскливо кричать и приходят в сильное возбуждение? (Предки наших домашних гусей и уток были
перелетными птицами. Весной, во время перелета диких уток и гусей, домашних
также тянет куда-то лететь.)
3. На каких рыб в
весенний разлив запрещается охота с ружьем? (На рыб, выходящих весной на берега
метать икру)
4. Кто больше боится
холода – птицы или змеи? (Пресмыкающиеся, у них холодная кровь. Птицы боятся не
холода, а голода.)
5. В мае месяце появился
не рак, не рыба, не зверь, не птица, не человек. Нос долог, голос тонок, летит-
кричит, сядет – молчит. Кто его убьет, тот свою кровь прольет. (Комар)
Заключение
Повести, рассказы и сказки Бианки соединили
в себе поэзию и точное знание. Он сам называет свои произведения
сказки-несказки. В них нет волшебных палочек или сапог-скороходов, но чудес там
не меньше.
Использованные материалы:
1. Бианки Виталий
Валентинович [Биографическая статья] // Писатели нашего детства. 1000 имен.
Биографический словарь в 3 частях. Ч.1. – М.: Либерея, 1998. – С. 64-67.
2. Бианки, В.В. Лесная
газета на каждый год / Виталий Бианки, худож. В. Дугин. – М.: «Мир искателя»,
2001. – 148 с. илл.
3. Бианки, В.В. Рассказы
и сказки / В.В. Бианки // Михаил Пришвин. Золотой луг. Борис Житков. Морские истории; Рассказы о животных. Виталий
Бианки. Рассказы и сказки, Павел Бажов.
Уральские сказы. – М.: Дет. лит., 1982. – С. 448-450. – (Библиотека мировой
литературы для детей, т. 25).
4. Путешествие муравья.
Мультипликационный фильм по мотивам сказки В. В. Бианки // Автор сценария, кинорежиссер
и художник-постановщик Э. Назаров. – СССР, Союзмультфильм, 1983.
Краткий анализ занятия внеурочного компонента «Путешествие в
«Книжкин дом». «Мир
природы глазами писателя.» (120 лет со дня рождения В.В. Бианки )
Актуальность темы. В
соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального
общего образования, тема внеурочного занятия направлена на формирование общей
культуры детей, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и
интеллектуальное развитие.
Формы внеурочного
занятия, фронтальная и
индивидуальная, соответствовали его содержанию,
возрасту учащихся.
На библиотечном занятии
была создана комфортная атмосфера заинтересованности и доверия. Психологическая готовность учащихся воспринимать информацию
и участвовать в занятии.
Наличие
диалога, проблемных обсуждений способствовало включению каждого ребенка в
активную деятельность.
Целенаправленность,
доступность, новизна, эмоциональность, информационная насыщенность, а также,
видеоряд нашли эмоциональный отклик у детей.
Занятие
способствовало формированию у детей умений:
Познавательных: развитие
любознательности, развитие культуры речи, приобщение к чтению.
Коммуникативных: умение слышать и слушать
партнёра, уважать своё и чужое мнение.
Регулятивных: установление
причинно-следственных связей.
Личностных: способность к эмпатии и
сопереживанию.
В данное
время, дети изучают по предмету «Окружающий мир» весну и изменения в природе,
связанные с этим временем года. Таким образом, на внеурочном занятии присутствовали
элементы интеграции и рефлексии.
Как я люлю Бианки. И его творчество и личность.
ОтветитьУдалитьDodo, дети любят, когда им рассказывают о природе - о животных, о растениях. И сами рассказывают наперебой о своих встречах с живой природой.
УдалитьЧто ни говори, а оффлайн, всё таки, более эмоциональный и насыщенный, чем онлайн. :)
Да, замечательные сказки детства, особенно помнится "Мышонок Пик"!
ОтветитьУдалитьДа, Marina, так жалко его было, этого мышонка. Много неприятностей бедняжке пришлось пережить.
УдалитьА у меня вот с природой в литературе как-то не сложилось... :( Видно, не случилось в моей жизни воспитателя, учителя, Школьной Библиотекарши :), которые бы как-то заставили проникнуться этой темой. Вот и не умею до сих пор грача от вороны отличить... :)
Впрочем, вот у Виктора Астафьева некоторые эпизоды с описанием окружающего мира, дикой природы, тайги перечитывала не единожды...
Наташ, да не может этого быть, чтоб ты природу не любила!!!
УдалитьИмеется ввиду не любовь к книгам о природе, а любовь к настоящей природе. Ну, например, прогулки в лесу, в парках, садах, на дачах. На речке плавание и всякое другое... соприкосновение с природой
Описания природы я всегда пропускала (краснею), когда читала для себя..
УдалитьДа, Лена, природа - это такой мощный источник вдохновения, отдохновения! Я именно об описаниях природы на страницах литературных произведений.
УдалитьИ уж, конечно, полностью согласна, что это самый короткий и увлекательный путь - воспитывать в детях гуманность, терпимость, чувство прекрасного - с помощью таких писателей, как Виталий Бианки.
И уж какое по счету поколение на его книгах растет!
Это точно, VoLNa, ты,как всегда, в самую суть.
УдалитьНе знаю современных детских писателей, для которых общение с природой стало целой жизнью и которые пишут об этом.