25-26 апреля состоялась Семнадцатая международная научная конференция "Скворцовские чтения - 2012".
Т.В.Кузнецова, и.о. ректора МГУКИ, обратилась к участникам с приветствием, в котором речь шла о необходимости повышения уровня профессионализма в условиях информатизации общества. Татьяна Викторовна подчеркнула, что специалист с высшим образованием должен быть готов к новым форматам библиотечного взаимодействия, чтобы быть востребованным в социальной среде.
На пленарном заседании выступили:
Я.Л.Шрайберг, доктор технических наук, профессор, генеральный директор ГПНТБ с докладом "Настоящее и будущее библиотек в развивающейся информационной среде". Во-первых, он опроверг мнение о том, что "в век цифровой информации и Интернет у библиотек нет будущего". Яков Леонидович обозначил среду современной библиотеки и с уверенностью заявил, что "Современная библиотека может оставаться библиотекой и содержать в себе электронную библиотеку". Назвал основные вызовы для современных библиотек, возникающие вопросы, порождаемые проблемы, а также предложил модели интеграции библиотек и библиотечно-информационных ресурсов в единой коммуникационной среде. Для более подробного рассмотрения этой темы Я.Л.Шрайберг пригласил всех присутствующих на Ежегодную крымскую конференции в Судак.
М.Я.Дворкина, доктор педагогических наук, профессор, зав. сектором РГБ, в своём научном докладе говорила об обобщающей науке, на основе которой возможно взаимодействие, координация и кооперирование деятельности библиотек, архивов, музеев и служб научно-технической информации. Такой наукой, по мнению Ю.Н.Столярова, может быть социология. Культурология ближе к нашим библиотечным проблемам чем социология, но она не может решить проблемы, связанные с информацией.
Далее работа конференции продолжилась в секциях.
О.Ю.Куликова, кандидат педагогических наук, зам. директора Брянской областной научной универсальной библиотеки им. Ф.М.Тютчева, выступила с докладом "Высшая школа библиотечных и информационных наук Симмонс-колледжа г.Бостон, США (GSLIS.Simmons College. Boston. MA USA). Ольга Юрьевна занималась исследованием того периода жизни Г.К.Дерман, первого директора Московского библиотечного института (ныне МГУКИ), когда Генриетта Карловна училась в этом колледже. Выпускники Симмонс-колледжа - это лидеры библиотечного дела в своей стране, они имеют большое влияние на общество и многие готовы помочь нынешним студентам в достижении их карьерных целей.
Д.А.Белякова, заместитель зав. Центра международного библиотековедения ВГБИЛ. Тема доклада "Развитие образовательных услуг в публичных библиотеках Германии в контексте формирования библиотечной политики". "Образовательные услуги, которые публичные библиотеки предлагают взрослым пользователям:
- актуальная научная и специальная литература;
- материалы для самостоятельного изучения иностранных языков;
- обучающие семинары по различным областям знания, которые проводят преподаватели школ и вузов;
- семинары, консультации и учебные курсы для тех, кто ищет работу, которые проводят преподаватели центров занятости и переподготовки кадров;
- уроки информационной и компьютерной грамотности."
М.И.Расадина, кандидат педагогических наук, зав. библиотечно-информационным центром Владимирского областного колледжа культуры и искусств, доцент ВлГУ, в своём выступлении "Подготовка библиотечно-информационных специалистов: региональный подход" рассказала о, необходимом на сегодняшний день для всех учебных заведений, готовящих специалистов для школьных библиотек, опыте работы в рамках курсов повышения квалификации по программе "Педагог-библиотекарь". Во Владимире для педагогов, работающих в школьных библиотеках, предлагается обучение общепрофессиональным дисциплинам совместно с библиотечными дисциплинами, а для библиотекарей - общепрофессиональные дисциплины совместно с педагогическими.
Е.С.Шведова, зав. школьной библиотекой, в своём докладе "Создание и развитие профессиональных блогов как инновационного средства ИКТ" ответила на вопрсы: "Что делает библиотекарь в своём блоге?" и "Как может библиотекарь, благодаря блогу, оставаться в курсе всех библиотечных новостей, обсуждать актуальные вопросы и находить неординарные решения?" А также, обмениваться информацией с коллегами, узнавать о новых интересных проектах, потому что web-журнал - это круглосуточно работающая площадка по обмену опытом.
На конференции присутствовали гости из Украины и Вьетнама.
Н.Ю.Роденко, зав. научно-технической библиотекой г.Сумы, в своём выступлении "Интегрирование библиотечное обслуживание пользователей с ограниченными возможностями и их социокультурная реабилитация в Украине" отметила, что "очень важно сейчас, когда модернизируются и совершенствуются методы библиотечной работы, не потерять гуманистический подход к читателю, который необходим всем библиотекам, а особенно - библиотекам по обслуживанию людей с ограниченными возможностями". Наталья Юрьевна поставила реабилитационные задачи, которые должны выполнять специальные библиотеки и сформулировала предложения по их решению.
М.Е.Корниенко, ведущий библиотекарь научно-методического отдела ХГНБ им. В.Г.Короленко представила замечательный виртуальный проект "Любовь Борисовна Хавкина. Харьковский период деятельности"
Проект состоит из пяти разделов, которые отражают различные аспекты деятельности Л.Б.Хавкиной и содержат как биографическую информацию, так и полнотекстовые материалы. Проект размещён на сайте ХГНБ им. В.Г.Короленко.
Посещение подобных мероприятий и участие в них даёт не только возможность познакомиться с новыми интересными людьми, но и значительно шире взглянуть на нынешнее состояние библиотечного дела в стране и в мире, и сделать вывод: да, библиотека трансформируется и изменяется, но она не может исчезнуть как отживший своё социальный институт. Потому что библиотечное дело содержит огромный интеллектуальный, нравственный, профессиональный потенциал, готовый к переменам и к выполнению задач, поставленных временем.
М.Я.Дворкина, доктор педагогических наук, профессор, зав. сектором РГБ, в своём научном докладе говорила об обобщающей науке, на основе которой возможно взаимодействие, координация и кооперирование деятельности библиотек, архивов, музеев и служб научно-технической информации. Такой наукой, по мнению Ю.Н.Столярова, может быть социология. Культурология ближе к нашим библиотечным проблемам чем социология, но она не может решить проблемы, связанные с информацией.
Далее работа конференции продолжилась в секциях.
О.Ю.Куликова, кандидат педагогических наук, зам. директора Брянской областной научной универсальной библиотеки им. Ф.М.Тютчева, выступила с докладом "Высшая школа библиотечных и информационных наук Симмонс-колледжа г.Бостон, США (GSLIS.Simmons College. Boston. MA USA). Ольга Юрьевна занималась исследованием того периода жизни Г.К.Дерман, первого директора Московского библиотечного института (ныне МГУКИ), когда Генриетта Карловна училась в этом колледже. Выпускники Симмонс-колледжа - это лидеры библиотечного дела в своей стране, они имеют большое влияние на общество и многие готовы помочь нынешним студентам в достижении их карьерных целей.
Д.А.Белякова, заместитель зав. Центра международного библиотековедения ВГБИЛ. Тема доклада "Развитие образовательных услуг в публичных библиотеках Германии в контексте формирования библиотечной политики". "Образовательные услуги, которые публичные библиотеки предлагают взрослым пользователям:
- актуальная научная и специальная литература;
- материалы для самостоятельного изучения иностранных языков;
- обучающие семинары по различным областям знания, которые проводят преподаватели школ и вузов;
- семинары, консультации и учебные курсы для тех, кто ищет работу, которые проводят преподаватели центров занятости и переподготовки кадров;
- уроки информационной и компьютерной грамотности."
М.И.Расадина, кандидат педагогических наук, зав. библиотечно-информационным центром Владимирского областного колледжа культуры и искусств, доцент ВлГУ, в своём выступлении "Подготовка библиотечно-информационных специалистов: региональный подход" рассказала о, необходимом на сегодняшний день для всех учебных заведений, готовящих специалистов для школьных библиотек, опыте работы в рамках курсов повышения квалификации по программе "Педагог-библиотекарь". Во Владимире для педагогов, работающих в школьных библиотеках, предлагается обучение общепрофессиональным дисциплинам совместно с библиотечными дисциплинами, а для библиотекарей - общепрофессиональные дисциплины совместно с педагогическими.
Е.С.Шведова, зав. школьной библиотекой, в своём докладе "Создание и развитие профессиональных блогов как инновационного средства ИКТ" ответила на вопрсы: "Что делает библиотекарь в своём блоге?" и "Как может библиотекарь, благодаря блогу, оставаться в курсе всех библиотечных новостей, обсуждать актуальные вопросы и находить неординарные решения?" А также, обмениваться информацией с коллегами, узнавать о новых интересных проектах, потому что web-журнал - это круглосуточно работающая площадка по обмену опытом.
На конференции присутствовали гости из Украины и Вьетнама.
Н.Ю.Роденко, зав. научно-технической библиотекой г.Сумы, в своём выступлении "Интегрирование библиотечное обслуживание пользователей с ограниченными возможностями и их социокультурная реабилитация в Украине" отметила, что "очень важно сейчас, когда модернизируются и совершенствуются методы библиотечной работы, не потерять гуманистический подход к читателю, который необходим всем библиотекам, а особенно - библиотекам по обслуживанию людей с ограниченными возможностями". Наталья Юрьевна поставила реабилитационные задачи, которые должны выполнять специальные библиотеки и сформулировала предложения по их решению.
М.Е.Корниенко, ведущий библиотекарь научно-методического отдела ХГНБ им. В.Г.Короленко представила замечательный виртуальный проект "Любовь Борисовна Хавкина. Харьковский период деятельности"
Проект состоит из пяти разделов, которые отражают различные аспекты деятельности Л.Б.Хавкиной и содержат как биографическую информацию, так и полнотекстовые материалы. Проект размещён на сайте ХГНБ им. В.Г.Короленко.
Посещение подобных мероприятий и участие в них даёт не только возможность познакомиться с новыми интересными людьми, но и значительно шире взглянуть на нынешнее состояние библиотечного дела в стране и в мире, и сделать вывод: да, библиотека трансформируется и изменяется, но она не может исчезнуть как отживший своё социальный институт. Потому что библиотечное дело содержит огромный интеллектуальный, нравственный, профессиональный потенциал, готовый к переменам и к выполнению задач, поставленных временем.
Леночка, молодец! Так держать!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Аллочка! Стараемся. На титульном листе презентации я картинку и твоего блога разместила. Не возражаешь?
Удалитьу Вас случайно нет сборника материалов?
ОтветитьУдалитьАндрей, конечно есть. И там Ваш доклад "Библиотечный блог - дань моде или реальный инструмент маркетинга в библиотеке". Мы с Вами должны были работать в одной секции.
УдалитьЗнаю, но у меня не получилось приехать, т.к. в это время я находился в Санкт-Петербурге на круглом столе "Библиотека 2.0".
УдалитьМожно Вас попросить выслать мне выходные данные статьи. Спасибо.
моя почта aofedorov@inbox.ru
УдалитьНе вопрос. Конечно вышлю.
УдалитьНо вот что интересно. Столько говорим про интернетизацию, про "настоящее и будущее библиотек в развивающейся информационной среде". И ни одного следа с проведённой конференции в Сети (сайт конференции, тезисы докладов, я уж не говорю про сами доклады). Грустно как-то это... Грустно.... :(
ОтветитьУдалитьAlexander, хорошее замечание и предложение для МГУКИ.
УдалитьЕлена, добрый день! Примите Сердечную награду от блога «Мой библиомир»! Сделайте перепост с блога http://moybibliomir.blogspot.com/2012/05/blog-post.html. Удачи Вам, счастья, благополучия и творческих успехов! :)
ОтветитьУдалитьСпасибо, Varvara!
УдалитьВам " Сердечная награда" от " Школьного библиобуса".
ОтветитьУдалитьУспехов!
Спасибо, Аллочка!
ОтветитьУдалить