воскресенье, 15 ноября 2009 г.

Информационное мировоззрение школьников (продолжение темы)

Основы информационного мировоззрения школьников мы формируем с помощью традиционных уроков ББЗ, делая акцент на информацию, как основу знания.


Первоначальное представление об информации дети получают при первом посещении библиотеки на библиотечном уроке «Дом, где живет книга».
Я провожу этот урок в октябре – ноябре для первоклассников. Знакомство с историей книги, как источника информации, история возникновения библиотеки, как хранилища памятников письменности, структура библиотеки, правила пользования библиотекой – вот краткое содержание урока. Интересный факт: современных детей удивляет то, что в библиотеке книгу можно взять бесплатно.

Библиотечный урок «Элементы книги» можно использовать как для начальной школы, так и для среднего звена. В зависимости от характера творчества или деятельности юбиляра. На этом уроке подчеркиваем, что структура книги – это инструмент информационной деятельности. Можно посмотреть в моем блоге библиотечный урок к 195 летию Суворова, где обращаю внимание на информативность каждого элемента книги.

Обзор периодических изданий для детей «По страницам детских журналов», где речь идет о продолжающихся ресурсах информации, проходит в Городской детской библиотеке или сотрудника приглашаю на урок, по той простой причине, что не комплектуется школьная библиотека детскими газетами и журналами. Детская библиотека находится рядом со школой и мы тесно сотрудничаем.

«Словари – твои друзья и помощники» - знакомство с энциклопедиями, словарями, справочниками. Это тоже библиотечный урок, формирующий информационную грамотность. Начинаем урок с вопросов:

- Откуда вы получили информацию о том, что арбуз сладкий?

- Где вы будете искать информацию о мультфильмах, которые хотите посмотреть сегодня?

- Какая птица самая маленькая? и так далее.

Знакомим с многообразием источников информации – это органы чувств, это информация на СD, Интернет, книга. Переходим к энциклопедиям, словарям, справочникам. Познакомим со структурой справочных изданий, предлагаем найти информацию:

1. Как поймать микроба? (Как получить чистую бактериальную культуру, чтобы вести за ней наблюдение?)

2. Гагарин. 108 минут полета. (Краткое описание основных событий первого полета в космос.)

3. Шаровые молнии. (Краткое описание необычного явления, которое возникает во время грозы.)

4. «Тетрис». (Кто создал эту игру? Каковы ее основные правила?) И другие.

В гимназии № 19 нашего города был проведен библиотечный урок к юбилею М.Ю. Лермонтова. Публиковать этот урок не имею права, познакомлю с эпизодом. В конце урока детям предложили конкурс: Найти значение незнакомых слов из стихотворения Лермонтова «Бородино» в разных источниках информации.

В гимназии есть мобильный компьютерный класс, состоящий из 20 ноутбуков. Одна группа искала значение слов в Интернете, другая в словарях. В самый неподходящий момент Интернет завис и выиграла команда, работавшая со словарями. Дети получили наглядный урок того, что все источники информации важны, не надо отдавать предпочтения какому-то одному.

Возвращаемся к многообразию форм и методов библиотечной работы по формированию информационного мировоззрения школьников.

Выступающая по этому вопросу заведующая библиотекой одной из школ посоветовала нам предложить детям написать сочинение на тему «Зачем мне информационная грамотность?», организовать конкурс четверостиший «Информация в нашей жизни». Включить в урок интервью, взятое школьником у родственников «Как умение работать с информацией помогло в профессиональной деятельности?»

Со школьниками среднего и старшего звена посещаем Юношескую библиотеку им. О.М. Куваева, она, кстати, тоже рядом с нашей школой. Московскую областную государственную научную библиотеку им. Н.К. Крупской, филиал которой находится в нашем городе. Здесь происходит знакомство со структурой библиотеки, с каталогами с работой читального зала и абонемента.

Вот и получился почти что отчет о работе, а не пост для блога, если судить об объеме. Не судите строго, потому что пишу дома в выходной день по воспоминаниям, а вся информация по теме в библиотеке.

Комментариев нет:

Отправить комментарий


Тема сообщения Вам интересна? Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, как? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите "Продолжить" и пишите всё, что душе угодно.
- Далее нажмите "Публикация".
Смелее, Ваше мнение важно для меня. Заранее благодарна!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...